Основы бизнес-планирования

Общие вопросы бизнес-планирования. Как от первоначальной идеи бизнеса придти к готовому проекту. Вопросы оформления бизнес планов, разбор основных ошибок, стратегическое планирование. Опыт разработки реальных бизнес-проектов.

Как правильно оформить бизнес-план
Составить грамотный бизнес-план - это половина успеха. Для достижения положительных результатов важно не только детально проработать все аспекты, но и правильно оформить бизнес-план и выгодно его подать. Оформлению часто не придается особого значения - и напрасно. От того, как бизнес-план оформлен, зависит первоначальное впечатление от бизнес-плана.
Составить грамотный бизнес-план - это половина успеха. Для достижения положительных результатов важно не только детально проработать все аспекты, но и правильно оформить бизнес-план и выгодно его подать. Оформлению часто не придается особого значения - и напрасно. От того, как бизнес-план оформлен, зависит первоначальное впечатление от бизнес-плана. Надо ли говорить, что людям свойственно доверять своему первому впечатлению.
Бизнес-план должен представлять собой сброшюрованный документ. Стоит следовать стандартным требованиям к оформлению подобного рода отчетов.
Обязательно должен быть титульный лист. Присутствие информации о краткой характеристики деятельности, названии предприятия и его организационно-правовой форме, предполагаемом или действительном юридическом адресе сразу же говорит от серьезности документа. Далее указываются фамилия, имя, отчество составителя, его паспортные данные и регистрационный номер, номер телефона и дата составления документа.
При оформлении бизнес-плана по возможности следуйте рекомендованной последовательности расположения разделов - об этом читайте в разделе стандарты бизнес-планов. Подробное описание содержания этих разделов и рекомендации смотрите в разделе структура бизнес плана. Объем разделов тоже не должен быть слишком большим - следуйте общим методическим рекомендациям. Все финансовые таблицы должны быть правильно заполнены. Уделите этому свое внимание, так как в противном случае бизнес-план может даже не быть принятым к рассмотрению. Все положения по возможности проиллюстрируйте диаграммами, рисунками, схемами, графиками. Всю вспомогательную информацию лучше вынести в приложения к документу.
Избегайте излишней эмоциональности и пространственных описаний. Не будьте многословными - памятуйте об изречении, гласящем, что краткость - сестра таланта. Аргументируйте все утверждения и положения цифрами и фактами из проверенных источников. В то же время язык документа должен быть четким, ясным и понятным. Не перегружайте бизнес-план техническими и профессиональными терминами - это затрудняет его чтение и понимание. Но, естественно, финансовая часть должна содержать стандартную терминологию, понятную всем. В конце каждого раздела сделайте резюме, в котором опишите кратко выводы, которые можно сделать из раздела.
Пример оформления бизнес-планаНет смысла говорить, что бизнес-план подается в напечатанном виде. Активно используйте заголовки и подзаголовки, отдельно сделанные выводы. Выделяйте их при помощи жирного или курсивного шрифта, подчеркивания. Каждая глава должна начинаться с новой страницы - это делает документ красивым, легко читаемым и удобным для изучения.
Работать над оформлением бизнес-плана лучше в в текстовом редакторе MS Word. Предпочтительнее всего стандартный формат страницы А4; шрифт Times New Roman и масштаб шрифта 12, межстрочный интервал 1,5. Делайте интервалы между абзацами.
Бизнес-план надо сброшюровать либо скрепить степлером и поместить в папку для документов.

Продумывая стратегический план
Короткий (2-3 страницы) стратегический план должен стать основой будущего бизнес-плана. Если у Вас нет приличного стратегического плана, то о каком вообще хорошем бизнес-плане будет идти речь в будущем? Составление краткого стратегического резюме - это начальный этап составления бизнес-плана. Начало всегда очень важно, им нельзя пренебрегать! 
Короткий (2-3 страницы) стратегический план должен стать основой будущего бизнес-плана. Если у Вас нет приличного стратегического плана, то о каком вообще хорошем бизнес-плане будет идти речь в будущем? Составление краткого стратегического плана - это начальный этап составления бизнес-плана. Начало всегда очень важно, им нельзя пренебрегать!

Итак, для начала чётко определите Ваши цели и задачи, Ваш текущий статус и др. Ответственно подойдите к этой задаче, так именно это поможет Вам составить правильный стратегический план. Стратегический план включает в себя такие основные разделы, как:

  • преимущества
  • недостатки
  • возможности
  • угрозы

Затем приступите к обсуждению таких пунктов стратегического плана, как:
  • обзор
  • предназначение предприятия
  • величина желаемого дохода
  • ценности предприятия
  • пути совершенствования
  • цели предприятия
  • программы

Рассмотрим их подробнее. Ниже.
Обзор
Итак, Вашим самым первым шагом должен стать Ваш объективный обзор текущих дел в бизнесе. Напишите немного о Вашем мнение, о том, что сейчас происходит в бизнесе. Опишите общие черты бизнеса, его особенности, опишите перспективы этого бизнеса в будущем, и т.д.
Предназначение предприятия
Наравне с определением ценностей, определение предназначения Вашего бизнеса, является самым важным и ответственным шагом в стратегическом плане. Здесь также как и с обзором, только совсем немного напишите о предназначении Вашего предприятия, чем оно будет заниматься, какие средства будут туда вложены, сколько усилий будет потрачено, и т.д. Отнеситесь к этому пункту очень ответственно, так как потенциальные инвесторы уделяют ему очень большое внимание.
Величина желаемого дохода
Третьим ключевым пунктом стратегического плана является величина желаемого дохода. Здесь нужно указать, сколько Вы хотите заработать. Естественно, всё нужно указывать в разумных пределах, то есть Вы должны указать здесь реальную сумму, которую Вы вполне сможете заработать за определённый период времени.
Ценности предприятия
В этом пункте нужно коротко и ясно перечислить всё то, что ценно Вашего для предприятия. Например, хорошее отношение к клиентам и т.д.
Пути совершенствования
Следом за ценностями в стратегическом плане идут описания путей совершенствования. Это, как видно из названия, специальные правила и принципы, которые помогут Вам достичь большого успеха и поставленной цели (о ней речь пойдёт чуть ниже). То есть рост предприятия, как в экономическом смысле, так и в финансовом. Простой пример:
1) Внутренний оборот предприятия будет расти весь последующий год
2) Новые товары, произведённые по новой технологии, с течением года заменят старые продукты
3) И т.д.
Цели предприятия
Следующие в стратегическом плане - цели предприятия. В этом пункте просто указываете реальную высоту, которую Вы и Ваше предприятие смогут достигнуть через определённый период времени. Например, цель предприятия - достичь через 2 года внутреннего оборота в размере 2 миллионов долларов.
Программа действий
Ну, и, наконец, заключительный пункт плана - программа действий. Программа действий - это реальные шаги для достижения целей, ценностей и др.
Данный пункт должен только в общих чертах описывать пути достижения целей, содержать отличительные и яркие идеи. Подробное описание всех аспектов, развитие этих идей будет в бизнес-плане.
Естественно, что все пункты (а особенно цели, пути совершенствования, ценности) должны быть тесно связанными друг с другом. Они должны представлять собой одно целое - стратегический план.
Уделите большое внимание стратегическому плану. Много бизнесменов, имевших хорошие бизнес-планы, хорошие предприятия, хороших сотрудников, терпели неудачу только лишь из-за того, что не продумали стратегию, не определили чётко свои цели, предназначение и ценности и не наметили никаких последующих шагов.

Прежде, чем писать бизнес-план…
Данная статья рассказывает о трудностях подготовки бизнес-план, составления структуры и содержания, определения сроков написания и действия бизнес-плана, и т.д. Итак, теперь поговорим подробнее о проблемах, возникающих при подготовке бизнес-плана. 

анная статья рассказывает о трудностях подготовки бизнес-план, составления структуры и содержания, определения сроков написания и действия бизнес-плана, и т.д. Итак, теперь поговорим подробнее о проблемах, возникающих при подготовке бизнес-плана.

Предполагаем, что до того как вы начнете работу над самим бизнес планом, у вас уже имеется стратегический план. Прежде чем Вы начнёте составлять Ваш бизнес-план, "лицо" и "фундамент" Вашего предприятия, нужно:
  • Чётко определить, каков будет Ваш потенциальный клиент, какие у него будут вкусы и требования, в чем его отличия от клиентов других компаний.
  • Составить предварительную структуру бизнес-плана.
  • Составить содержание, как можно подробнее.
  • Определить объём будущего бизнес-плана, желательно объём указывать в страницах для каждого раздела.
  • Выявить основные проблемы, стоящие перед Вашим бизнесом; узкие места, которые бросаются в глаза.
К последнему пункту нужно обратить особое внимание. Все проблемы, недостатки и даже угрозы должны быть чётко выявлены, Вы должны знать их в лицо. Да и к тому же, выявление всех проблем поможет Вам в анализе, который предстоит сделать позже, поможет Вам сделать объективную оценку своему бизнесу. Запомните, что написание бизнес-плана не может быть начато, если вот такие вопросы остались не обсуждёнными и не решёнными.
Что бы начать, используйте схему, приведённую ниже. Она поможет Вам заложить основы. Но примите во внимание, что если Вы не можете составить эту простую схему, то Вам вряд ли удастся составить качественный бизнес-план, который удовлетворит требованиям инвесторов.
Итак, самая первая схема должна включать:
  • небольшое описание всех преимуществ и недостатков Вашего предприятия перед конкурентами
  • небольшой план по написанию бизнес-плана

Структура и содержание бизнес-плана

Типичный бизнес-план содержит следующие ключевые элементы:
- введение, кратко рассказывающее о Вашем бизнес-плане
- резюме каждого раздела. То есть, немного нужно написать про каждый из важных разделов Вашего бизнес-плана.
- самая главная часть. Эту часть ещё называют "телом бизнес-плана". Здесь располагается Ваши анализы, исследования, схемы, таблицы, планы и т.д. В общем, в этой части непосредственно располагается бизнес-план.
- различные приложения и сноски, если они присутствуют

Сроки написания

Вообще, хороший бизнес-план - это "маленькая книга", объёмом около 20-30 страниц, плюс ко всему этому приложение, которое в объёме может занимать столько же, если даже не больше. Естественно, что для написания такой "книги" требуется достаточно времени.
Опыт показывает, что написание солидного бизнес-плана может занять около 3-4 месяцев, но может занять и больше времени - 6-7 месяцев. Всё зависит опять же от объёмов бизнес-плана и от того, сколько человек будет работать над бизнес-планом. Естественно, что 10 человек справятся намного быстрее, чем 1. Также сроки написания бизнес-плана зависят и от того, какой опыт у людей, составляющих этот документ. Опытные бизнесмены составят бизнес-план, конечно же, быстрее, чем новички. Но прежде чем приступить к непосредственному написанию, Вы должны потратить достаточно времени на исследования, дискуссии, подготовку и т.д. и т.п. И помните одну важную вещь, не нужно никуда торопиться, спешка не пойдёт на пользу, спешка может только навредить, особенно в бизнесе, где за ошибки дорого платят.

Бизнес-планирование в малом бизнесе
В не зависимости от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документ составляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и является одним из основных инструментов менеджмента предприятия. 

В не зависимости от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документ составляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и является одним из основных инструментов менеджмента предприятия.

Разработка бизнес-плана требует анализа многих аспектов и является процессом трудоемким и ресурсозатратным, но, не смотря на это, разработка бизнес-плана необходима как для большого, так и для малого предпринимательства. Целесообразность вложения денежных средств должна быть просчитана и обоснована.
Бизнес-планом называют документ, который рассматривает все основные аспекты деятельности предприятия, анализирует предполагаемые будущие проблемы, а также излагает способы их решения. Наличие бизнес-плана играет значительную роль на начальной стадии организации бизнеса. Для малого бизнеса составление такого документа тоже играет центральную роль. Нельзя браться за "дело" не имея четкого плана своих действий по его формированию и развитию. Только для малого проекта составление бизнес-плана будет делом менее затратным и сам документ будет более доступным и менее формальным. Но при этом существует один недостаток - бизнес-планы для малого бизнеса, как правило, не глубоко отражают этапные действия по развитию бизнеса.
Однако же, при открытии любого проекта должен составляться даже не глубокий бизнес-план. Это даст четкую картину поэтапных действий и поможет избежать необоснованных финансовых вложений. Правильно составленный бизнес-план является ответом на вопрос: есть ли смысл вообще вкладывать деньги в этот проект, принесет ли он доходы, которые возместят затраты средств и сил и принесут прибыль?
Отдельно взятая компания составляет свой индивидуальный, характерный только для ее бизнеса инвестиционный проект, при этом используя собственное видение и структуру, отличающиеся в зависимости от целей бизнес-плана, характера бизнеса и требований инвесторов. Например, бизнес-план производственной компании должен будет включать свои разделы, иные от бизнес-плана, составленного для предприятия сферы услуг. В то же время инвестиционный проект, предусмотренный для внутренних целей, будет отличен от бизнес-плана, направленного на привлечение инвестиций.
Что касается сектора малого бизнеса, то здесь еще не прижилась практика планирования бизнеса.

Мы советуем четко определить: для каких целей составляется бизнес-план? Если это документ для привлечения инвестиционных денежных средств, то к его составлению нужно подходить более глубоко и аргументировано. Такой документ должен всесторонне и грамотно осветить цели и задачи финансового проекта, дать обзорный анализ осваиваемого сегмента рынка, представить план маркетинга, план производства, охарактеризовать объем требуемых вложений и финансовые риски при этом, предоставить детальные расчеты прибыли и окупаемости и многое другое. При таком варианте бизнес-плана можно обратиться к профессионалам, которые помогут выполнить работу грамотно и всеобъемлюще. Естественно, не забывайте контролировать процесс разработки материала и внимательно относиться к тем бумагам, которые вам предлагают для подписания. В случае если составление бизнес-плана необходимо для полноценного функционирования вашего предприятия, советуем также тщательно разработать модель будущей деятельности, но при этом бизнес-плану не обязательно иметь строгую книжную структуру построения. Главное - понять суть разрабатываемого проекта, почувствовать его экономическую составляющую и выявить пути и возможности для его реализации. Такой процесс можно назвать творческим подходом к планированию бизнеса.
Советуем работу начать с составления непосредственно схемы бизнес-плана. На первичном этапе план может иметь форму вопросов и ответов. Можно также разбить крупные составляющие сегменты на более мелкие компоненты и вам будет легче сориентироваться в составлении документа. Работать над отдельными сегментами можно в несколько этапов, до получения результата, который бы соответствовал вашему представлению.
Постарайтесь свое творение наполнить как можно большим количеством таблиц данных, цветных диаграмм, а также разными шрифтами и цветными акцентами - все эти приемы помогут вам в восприятии, понимании и запоминании характерных особенностей рассматриваемого проекта. Рекомендуем изучить уже имеющиеся бизнес-проекты (планы) по вашей тематике, такое ознакомление поможет получить представление о разрабатываемом документе, его структуре и организации.
Несколько практических советов по составлению бизнес-планов:
  • простота и доступность подачи информации
    Сведения о разработках преподносите в максимально понятном и доступном виде.
  • полнота и конкретность
    Название проекту давайте краткое и отражающее суть проекта.
  • оценка рисков
    Перечень рисков, которые анализируются в проекте, должен быть максимально объемлющим, а не выборочным, охватывать все сферы проекта и финансовую, и техническую, и организационную.
  • подготовка самооценки бизнес-плана
    необходимо дополнить документ информацией, которая может понадобиться экспертам, проработать расчетные данные для получения максимально приемлемых прогнозов.



Определение способа финансирования проекта
Залогом успешного функционирования, конкурентоспособности, роста и развития будущей компании является успешная реализация задуманного инвестиционного проекта. 

Залогом успешного функционирования, конкурентоспособности, роста и развития будущей компании является успешная реализация задуманного инвестиционного проекта. Финансовый ресурс компании является одним из центральных активов в ее деятельности.

Недостаток денежных средств ограничивает проведение самофинансирования и ставит предпринимателя перед проблемой поиска дополнительных источников восполнения финансового ресурса.
Потребности компании в финансировании определяются на стадии разработки проектного бизнес-плана и глубокой широкой оценки будущего предприятия.
Такая процедура состоит из анализа состояния предприятия в прошлом, настоящем и перспективное видение развития в будущем. Акцент следует сделать на таких аспектах: занимаемое положение предприятия в сегменте рынка, наличие ресурсной базы, состояние экономики предприятия, возможности увеличения рынков сбыта, возможные проблемы по сокращению сбыта, нормативно - законодательная база.
Следует своевременно обозначить такие направления деятельности как: количественная масса денежных средств, которая потребуется для осуществления задуманной бизнес-идеи; как и на что будут распределяться полученные денежные ресурсы; приемлемые условия привлечения инвестиционных средств.
Оценочная деятельность проводится для внутреннего использования, она может пересматриваться по мере изменения внешних факторов или внутренних потребностей компании и дает возможность правильно определить объем и источник финансовых ресурсов, необходимых для достижения обозначенной задачи. При этом цели и задачи разрабатываемого проекта должны быть четко определены и обозначены.
Некоторые предприниматели приступают к решению подобных вопросов уже при наличии острой потребности в денежных вливаниях. Такая ситуация специалистами расценивается как связанная с определенными рисками: предприятие не сможет получить кредит по каким-либо причинам, в случае получения займа, процентная ставка может быть несколько завышенной, или же акции предприятия снизятся в цене.

Предприятия малого бизнеса могут рассчитывать на два основных типа привлечения денежных ресурсов: акционирование и кредитование.
Акционирование, как вид привлечения денежных средств подразумевает передачу (продажу) некоторой части собственности другому лицу. При этом, денежные средства, полученные предприятием, остаются в его активе, т.к. их возврат не предусмотрен (в прямом понимании термина "возврат"), но в рамках договора акционирования оговаривается вид возврата заемных средств. Это может быть либо выплата денежного эквивалента дивидендов инвесторам, либо инвесторы сами могут реализовать свою долю собственности в имуществе предприятия. Как правило, это акции, которые могут быть проданы другому инвестору или обратно предприятию - кредитодержателю. Предпринимателям, решившимся на такой вид получения денежных средств, следует помнить, что долевое финансирование предусматривает участие инвестора в менеджменте предприятия.
Рассчитывая на получение кредита (кредитование), следует помнить, что понятие кредита определяется как возврат полученного займа вместе с процентными начислениями в определенный указанный период времени, а также расходы на комиссионные выплаты при оформлении документов, страховочные выплаты по страховке залогового имущества и т.д. и т.п. Условия зависят от правил выдачи кредита, выбранным вами финансовым учреждением.
Кроме акционирования и кредитования можно выбрать и другие виды внешнего финансирования: бюджетное финансирование, гранты, лизинг, финансирование по векселям и другие, а также комбинированные способы финансирования.
Какой бы вид привлечения дополнительного финансового ресурса вы не выбрали не забывайте, что политика кредитодателя имеет целью получение возврата собственных средств с значительной прибылью и поэтому необходимо взвешено и ответственно подходить к вопросу целесообразности привлечения кредитных средств.
На следующем этапе предприятие должно решить вопрос о параметрах необходимого займа (размер суммы, источник получения кредита, срок кредитования, дополнительные расходы по получению кредита, схема кредитования) и о выборе непосредственно инвестора. Понятно, что эти два вопроса взаимосвязаны и требуют комплексного решения.



Как не нужно писать бизнес-план
В материале рассматриваются характерные ошибки, которые допускают составители бизнес-планов. Во многих бизнес-планах, встречаются типичные ошибки, приводящие к неправильному составлению всего документа, либо смещению акцентов в бизнес-плане.

В материале рассматриваются характерные ошибки, которые допускают составители бизнес-планов.
Во многих бизнес-планах, встречаются типичные ошибки, приводящие к неправильному составлению всего документа, либо смещению акцентов в бизнес-плане.
  1. Довольно распространенным явлением, является завышение планируемых объемов реализации продукции либо услуг. Нереалистичные показатели вызывают настороженность со стороны представителей инвестора.
  2. Неправильно проведенный расчет цены реализации новой продукции. Это приводит к улучшению общих показателей всего бизнес-плана. В некоторых случаях это происходит в результате неверной оценки положения дел на новом рынке, либо в том случае, когда за точку отсчета принимается цена небольшой партии товара, которую удалось удачно реализовать. В некоторых других случаях завышение цены осуществляется специально, с целью ввести в заблуждение инвестора. Обычно это происходит в том случае, когда разработчик бизнес-плана пытается получить кредит с целью его невозврата или использования не по прямому назначению.
  3. Искусственное снижение затрат, связанных с выводом на рынок нового продукта. При этом снижение это может касаться самых разных сторон: заработной платы, затрат на приобретение сырья и т.п. В ходе проверки реальности затрат, инвестор особое внимание обращает на "особые отношения" с контрагентами. Основные затраты проверяются, контролируются на соответствие действующим параметрам. Часто разработчики бизнес-плана не учитывают такую составляющую издержек, как на налоги. Особое внимание уделяется на соблюдение выплат налогов. Учитывая особенности налогообложения, начинающий бизнесмен может оказаться перед опасностью оплаты НДС в отчетном месяце, сразу после получения кредита. Это может привести к отсутствию оборотных средств и задержек по кредитным выплатам.
  4. Необходимо реально оценивать различия между скоростью оборота товаров и со сроками возврата кредита. Часто случается так, что в качестве погашения кредита используется выручка от реализованной продукции. Как правило, после погашения первого кредита, предприятие более легко берет и получает новый кредит. Процесс оплаты кредита из выручки снова продолжается. Рано или поздно это приводит к тому, что у предприятия заемщика не остается оборотных средств, необходимых для погашения кредита. Кредит должен возвращаться из чистой прибыли, при этом нужно учитывать, что рискованность кредитования по такой схеме весьма высока.
Нестабильность экономической и политической обстановки в стране, часто делает невозможными долгосрочные инвестиции. Это приводит к тому, что если проект нацелен на длительные перспективы (окупаемость от 2 лет и более), то внешнее финансирование получить будет весьма проблематично. Банки редко готовы рассматривать и финансировать подобные бизнес-планы.


Когда готов бизнес-план, что делать дальше?
Допустим, что Ваша деловая идея оформилась в виде четкого и продуманного бизнес-плана. Просчитав затраты на реализацию проекта, перед Вами встает задача привлечь внешнее финансирование для реализации бизнес-плана. Что нужно сделать в первую очередь и кто может помочь в финансировании нового бизнеса? 
Допустим, что Ваша деловая идея оформилась в виде четкого и продуманного бизнес-плана. Просчитав затраты на реализацию проекта, перед Вами встает задача привлечь внешнее финансирование для реализации бизнес-плана. Что нужно сделать в первую очередь и кто может помочь в финансировании нового бизнеса?

В условиях современного рынка, существует несколько основных источников, из которых можно привлечь финансовые инвестиции. Основным источником привлечений инвестиций являются банки. Кроме того, лизинговая компании, инвестиционные фонды и ряд специализированных фондов могут помочь начинающему бизнесмену на пути становления его бизнеса.
Прежде всего, это банки. Эти финансовые учреждения осуществляют операции по кредитованию различных видов бизнеса. Банки финансируют до 60% всех средств, необходимых для начала и развития малого предпринимательства в стране. Нужно помнить, что серьезный банк, не стремится к совершению рискованных операций в сфере кредитования. Банк заинтересован в гарантированной ставке по предоставляемым кредитам. Причем вне зависимости от того, удачно развивался кредитуемый им бизнес или нет.
В случае, если при открытии нового бизнеса Вы нацелены на то, чтобы возможные риски в той или иной мере разделил с Вами кредитор - тогда необходимо обращаться в инвестиционные компании. Эти структуры не просто дают денежную ссуду за определенный процент, а претендуют на часть в уставном фонде предприятия или на процент прибыли бизнеса. Инвестиционные компании производят финансовые вложения в уставный фонд предприятия (фирмы) - это прямые инвестиции. Иногда эти компании могут приобретать часть акций акционерных обществ. Такого рода финансовые операции известны под названием "портфельных инвестиций".
Лизинговые компании - позволяют взять в долгосрочную аренду дорогостоящее оборудование на срок от года и более. При этом собственником оборудования остается лизинговая компания. Такой вид скрытого финансирования, позволяет развивать свой бизнес без значительных и одновременных затрат на приобретение оборудования, уменьшить потери, связанные с амортизацией оборудования. Лизинговые компании также могут предоставлять услуги в виде сдачи в аренду различного оборудования, это так называемый, технический лизинг.
Ряд специализированных фондов также осуществляют финансовую поддержку некоторых категорий предпринимателей. Обычно в таких фондах существуют некоторые требования к профилю или виду бизнеса. В случае соответствия выдвигаемым требованиям, бизнес может получить в этих структурах финансирование по заниженной кредитной ставке (льготное финансирование). В качестве примера можно привести специализированные фонды, нацеленные на поддержку малого и среднего предпринимательства. Такие фонды работают как на региональном, так и на федеральном уровне. Зачастую, для получения льготного кредита в этих учреждениях, предприниматель должен привести веские аргументы в пользу того, что планируемый им бизнес-проект будет иметь социальную направленность и сможет принести значимую пользу региону или государству.


Инвестиционный менеджмент и бизнес-план
В качестве самостоятельного раздела науки об экономике и финансовой практике выступает инвестиционный менеджмент. Инвестиционный менеджмент - это комплекс всех аспектов управления плюс непосредственно вся инвестиционная деятельность в рамках реализации инвестиционных планов и проектов, которые действуют во всех отраслях и сегментах народного хозяйства.
В качестве самостоятельного раздела науки об экономике и финансовой практике выступает инвестиционный менеджмент.
Инвестиционный менеджмент - это комплекс всех аспектов управления плюс непосредственно вся инвестиционная деятельность в рамках реализации инвестиционных планов и проектов, которые действуют во всех отраслях и сегментах народного хозяйства. Объединяя в себе и консалтинг, и маркетинг, инвестиционный менеджмент ставит задачу определения пути достижения долгосрочных целей, используя при этом эффективный, продуктивный, рационально продуманный инвестиционный процесс. При этом, грамотное управления данным процессом, является основным критерием. По мнению аналитиков в настоящее время в России действует более 5000 таких проектов. Речь идет только о самых значимых, крупных проектах, которым по плечу задачи значимые объекты на уровне государства.
Инвестиционный менеджмент как наука управления в основе своей содержит достаточно прочные положения общего менеджмента.
Смысл инвестиционного менеджмента имеет четыре управленческие стадии, и я бы выделил одну небольшую, но очень важную подоснову: 
- первая - это система управления инвестиционным процессом (менеджмент), исследование, планирование и разработка проекта; 
- вторая - это непосредственно вид деятельности (специализация), реализация проекта; 
- третья - это процесс принятия решений, текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта; 
- четвертая - это контроль принятых решений, оценка и анализ достигнутых результатов. 
- подоснова - корректировка целей.
В настоящее время существует множество литературы по вопросам менеджмента, мы же ставим перед собой задачу осветить узкий аспект менеджмента, связанный с инвестициями.
Следует заметить, что понятие инвестиционный менеджмент в управленческой практике нашей страны имеет не такую богатую историю как в других странах, многие понятия этой науки (бизнеса), правовые и производственно-деловые аспекты данной темы находятся в стадии разработки, осмысления и становления. Однако все же существуют ряд вполне приемлемых и, главное, имеющих юридическую основу и официально утвержденных методических рекомендаций. В данном случае речь идет о документарных материалах относительно вопросов учета и контроля, инвестиционного менеджмента и бизнес-планирования, анализа и оценки эффективности капитальных вложений (также с инновациями), включая формирование новых бизнес структур, реконструкцию или строительство новых объектов.
Как вид экономической деятельности, инвестиционный менеджмент, является строгой системой состоящей из управленческих технологий, которые включают полную систему менеджмента инвестиционного проекта. Система имеет ряд тесно связанных подсистем. Слаженное взаимодействие и совокупность их задач и функций обозначается в зависимости от уровня управления инвестиционного объекта. В сочетании с системой контроля, который осуществляется на всех этапах реализации, инвестиционный менеджмент предусматривает выполнение отдельных функций и решение отдельных задач. Таким образом, инвестиционный менеджмент выступает как вид деятельности, направленной на исследование, анализ, регулирование рынка, его организацию и планирование. В практической среде объединением всех вышеуказанных аспектов является бизнес-план, что называется - основной продукт инвестиционного процесса. Такой документ прежде всего используется при рассмотрении пакета кредитования и может быть представлен, например в кредитный отдел банка, в качестве подтверждения экономической целесообразности проекта инвестиций. Но при всем при том, инвестиционный менеджмент не гарантирует получение требуемых кредитных средств. Дело в том, что инвестор осуществляет кредитование инвестиционного проекта, а не сопроводительных документов. Инвестиционный документ в качестве ознакомительных данных представляет инвестору расчет доходности проекта, его интегральные показатели, финансовый план, раскрывает качественный анализ рисков. Как правило, банк требует включения в пакет документов, поданных на рассмотрение, бизнес-план, оформленный согласно, существующих в финансовых организация, стандартов. В зависимости от видов инвестирования, других факторов различаются и технологии составления инвестиционных бизнес-планов и их схемы, но это различие не столь существенно при инвестиционном менеджменте. Учеными и специалистами по инвестиционному менеджменту было рассмотрено и проанализировано огромное количество инвестиционных бизнес-планов. Окончательный анализ позволил выделить три основных источника финансирования: первое - это банки, кредитные организации, второе - это инвестиционные фонды и другие подобные структуры и третье - это государственные структуры.

В обобщенном виде инвестиционный бизнес-план может иметь следующую базовую схему:
  1. Введение, где необходимо представить преимущества проекта, ожидаемые финансовые результаты в процессе его реализации.
  2. Соглашение о конфиденциальности.
  3. Аналитический анализ состояния интересующей отрасли.
  4. Основанная часть, которая должна включать следующую информацию:
    - Детализация товаров или услуг, под которые готовится проект; факторы, которые обеспечат достижение конкурентоспособности (экономическая безопасность, ассортимент, себестоимость, информационный блок, экологическая составляющая и пр.);
    - Выделение рынков сбыта на основе собственной доли в нем и оценки потенциальной наполняемости рынка, предварительный прогноз относительно объемов продаж и ценовой политики на товары и услуги;
    - Обзор информации о потенциальных конкурентах (с учетом ассортимента и качества товара, ценовой политики): анализ конкурентных факторов, график конкурентных преимуществ, тактические планы и рыночные стратегии конкурентов в отношении планов действий по освоению сегментов рынка;
    - Рассмотрение элементов маркетинга: основные измеряемые целевые показатели, внутренние и внешние ограничения, ценообразование, оценка рыночного потенциала, схема распространения товаров, маркетинговые мероприятия, методы стимулирования продаж, рекламные кампании, PR акции, которые должны быть отражены в представленном плане;
    - Схему производственных связей и план производства товаров и услуг, особенностей осуществления контроля качества продукции и оценок возможных издержек производства, разработанную характеристику производственно - технологического процесса, потребность в сырье и материалах, кадровом обеспечении (взаимосвязи персонала и линии ответственности), производственные мощности, ресурсы, список оборудования, закупочная политика, основные поставщики, субподрядчики;
    - Юридический план, который составляет и определяет организационно - правовую форму проекта, правовое сопровождение деятельности;
    - Анализ и прогнозирование рисков, управление рисками, схему страховой политики;
    - План реконструкции и технического переоснащения производства, внедрение инноваций, нововведений, план технического состояния объекта;
    - Организационный план, состоящий из информации о владельцах, партнерах, руководящем составе предприятия, форме собственности, организационной структуре;
    - Финансовый план, задача которого обобщить все данные по проекту и предоставить их в ценовом выражении (в виде бюджета);
    - Грамотная разработка стратегии финансирования в плане получения средств: источник получения средств на реализацию проекта, в какой форме они будут выделяться, предполагаемые сроки возврата вложенных средств, размер полученной прибыли инвестором.
  5. Сопроводительные документы, приложения с бухгалтерской отчетностью, залоговыми обязательствами, договоры (об аренде, с консультантами по инвестиционным вопросам, оценщиками, аудиторами и др.), рекламные контракты и презентационные материалы, кредитные отчеты, основные работы и проекты, патенты и авторские права, сертификаты, лицензии, рекомендательные письма бывших клиентов, кредитных организаций, списки основных клиентов и поставщиков, резюме владельцев и топ менеджеров, другая дополнительная информация. Следует отметить, что бизнес-планы различны по форме: одни претендуют на поддержку государства, другие ориентированы на бизнес структуры (банки, фонды, инвесторы). Но, обобщение информации, анализ полученного практического опыта в данном сегменте деятельности показал, что все они одинаковы согласно поставленных целей: это - получение финансовых средств.
Ниже приведем пример реального инвестиционного бизнес-плана, ориентированного на государственную поддержку. Для подготовки такого документа необходимо изложить основной набор информации, который отвечает требованиям нормативно - правовых актов о государственном стимулировании инвестиционной деятельности и изложить его согласно существующей схемы: резюме, аналитическая записка (описание предприятия и/или отрасли), производственный план, план маркетинговых мероприятий, финансовый и организационный план, направленность и эффективность проекта, риски и гарантии: 
первое - на титульном листе формулируется основное, желательно финансово привлекательное название проекта; 
второе - излагается вводная часть, составленная в форме необъемного резюме проекта; 
третье - приводится анализ положения дел в том или ином инвестиционном сегменте на основе выполненных собственными силами или приобретенных готовых исследований; четвертое - формируется детальный и всеобъемлющий производственный план; 
пятое - составляется подробный план маркетинговых работ; 
шестое - разрабатывается грамотный и эффективный организационный план; 
седьмое - все вышеизложенное сводится в финансовый план, с прилагаемой системой калькуляции финансово-экономических расчетов.
Инвестиционный менеджмент получает всё большее распространение и внимание со стороны специалистов. В данной статье, мы постарались раскрыть суть инвестиционного менеджмента и осветить основные вопросы.


Бизнес-план — шаг за шагом
Бизнес-план — это утверждение того, какой бизнес вы хотите установить, каковы ваши цели и цели. Детали бизнес-плана – это расчет вероятного дохода, затрат для установления бизнеса. В то же время бизнес-план должен демонстрировать финансовую жизнеспособность бизнеса, а не только описание его. 
Бизнес-план – это утверждение того, какой бизнес вы хотите установить, каковы ваши цели и цели. Детали бизнес-плана – это расчет вероятного дохода, затрат для установления бизнеса. В то же время бизнес-план должен демонстрировать финансовую жизнеспособность бизнеса, а не только описание его.

ВВЕДЕНИЕ

Этот документ написан для людей, которые желают начать собственное дело, но не знает, с чего начать. Как только Бизнес-план был подготовлен, предприниматель уже будет знать (предполагать), как его бизнес будет работать и будет ли он преуспевающим, вероятности реализации решений. Как только предприниматель убежден в потенциале бизнеса, то такой Бизнес-план может использоваться, чтобы обеспечить финансирование инвестора и/или заимствованное финансирование.

ЦЕЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план вообще служит двум главным функциям:
- Обеспечение детальным набором руководящих принципов. Отправная точка вашего дела, расчет стоимости, ресурсов, которые обязаны гарантировать успех бизнеса. Расчет чистого ожидаемого дохода, который вытекает из бизнеса и продолжительность достижения безызбыточности (пункт, в котором доход равняется расходам), операционные уровни.
- Найти финансовую поддержку для бизнеса. Бизнес-план может использоваться, чтобы убедить банки и/или инвесторов, что ваш предполагаемый бизнес жизнеспособен и может использоваться.

БИЗНЕС-ПЛАН

Заголовки ниже обеспечивают примерную схему для бизнес-плана. Для каждого вида бизнеса может быть своя схемы бизнес-плана, удовлетворяющая вашему индивидуальному бизнесу.

Оперативная сводка или Введение

Резюме Исполнительного органа, или Введение, является частью Бизнес-плана, который пишется последним, после того как вы установили, что бизнес может работать и он жизнеспособен. Резюме Исполнительного органа обычно - короткое, но раскрывающее о чем ваш бизнес – подтверждение того, что ваш проект будет реализован успешно. Эта часть самая критическая, потому что часто банк или инвестор могут исключить материальную возможность вложения капитала в проект просто на основе того, что прочитали Резюме исполнительного органа.

Описание Бизнеса

Важно понять точно, о чем бизнес - как это будет работать. Полезно ясное и краткое описание, которое может использоваться как гид в будущем. Бизнес лучше всего описан, с использованием подзаголовков. Примеры заголовков изложены ниже.
* Миссия / цели – В данном разделе излагаются главные цели, основная философия бизнеса, ключевые моменты. Это будет основной для других аспекты бизнеса.
* Видение (короткий, средний и долгосрочный) - видение раскрывает планы предпринимателя. Это помогает читателю бизнес-плана понять то, чего предприниматель хочет достигнуть в ближайшей перспективе (в следующем году), средний срок и более долгий срок. Это может быть важным для других людей (банки и инвесторы), которые не знакомы с вашими мечтами и видениями.
* Проект - общие аспекты бизнеса, физической инфраструктуры, географического местоположения бизнеса, детальные действия и аспекты, не раскрытые в предыдущих пунктах.
* Деловая Договоренность - будет ли бизнес единоличным владением, закрытым акционерным обществом, компанией. Здесь будут решены деловые меры, разъяснены соглашения с администрацией, договоры аренды и выборы финансирования.

Маркетинг

* Рынок
Рынок, на который будет нацелен проект, должен быть идентифицирован с информацией, относительно размера рынка и ожидаемого проникновения. Также желательно рассмотреть тенденцию на рынке, другими словами - растет ли рынок или сжимается и учитывать это в планировании бизнеса.
* Спрос и предложение
Чтобы установить, есть ли потребность в большем количестве проектов, таких как тот, который вы предлагаете, полезно подготовить анализ конкурентоспособности, проще говоря потенциальной конкуренцию. Работа конкурентов будет признаком ожидаемых результатов. Если другие подобные проекты, в проектируемой области преуспевают, то это может подтвердить, что ваш проект будет успешным.
* Потенциальное использование
Вы должны оценить использование своих продуктов. Это можно сделать изучив работу конкурентов, тенденции в будущих ожиданий рынка. Ваша неопытность также может влиять на проникновение на рынок.
* Тарифная структура
Вы должны будете выбрать структуру оценки для продуктов, которые предложит ваш бизнес. В формулировке структуры оценки вы должны принять во внимание цены, которые устанавливают конкуренты.
* Поощрение и маркетинг
Здесь описывается где и как вы будете рекламировать свою продукцию (брошюрами, выставками, интернетом, телевидением и т.п.).

Анализ недостатков

Честная и критическая оценка сил, слабостей, возможностей и угроз поможет вам использовать для своей выгоды Ваши силы, преодолеть свои слабости и избежать угроз (или превратить угрозы в возможности).

Трудовые ресурсы и Управление

Вообще все фирмы требуют маркетинга, финансового/бухгалтерский учет и операционные навыки. Важно идентифицировать навыки, требуемые для вашего определенного бизнеса и гарантировать, что у группы управления, которая будет использоваться, есть эти навыки, поскольку это улучшит возможности проекта (включайте краткие биографии ключевых людей в ваш бизнес-план). Структура штата должна быть детализирована с указанием уровней заработной платы.

Техническая информация

Здесь описываются планы относительно зданий, оценки издержек производства для зданий и другого подвижного имущества, а также работа с технической командой. Возможность использования архитекторов, инспекторов количества, инженеров и строительных компаний.

Проектирование

Проектирование - прогноз ожидаемого дохода и расходов, и большинство банковских учреждений требует конкретные расчеты в течение, по крайней мере трех - пяти лет, с первыми годовыми расчетами, изложенными на каждый месяц. Проектирование должно содержать расчет прибылей и убытков, отчет о движении наличности, налоговое вычисление и балансовый отчет. Желательно детализировать все предположения, поскольку банковские учреждения проанализируют проект и даже возможно выполнят свои расчеты. Возможно необходимо подыскать помощь у профессиональных людей, чтобы помочь подготовить проект.

Заключение


Утверждение, подтверждающее вашу веру в потенциал предложенного бизнеса.
БИЗНЕС-ПЛАН - шаг за шагом
  1. Выпишите то, что вы хотите сделать, то есть каким вы видите свой бизнес.
  2. Выпишите свою цель.
  3. Выпишите свое видение бизнеса - (0-3 года) короткий срок, средний срок (3-5 года) и долгосрочный (больше чем 5 лет).
  4. Запишите список того, какие ресурсы вы знаете, что вы должны начать свое дело: например офис, кредит, найм профессионалов и т.д и т.д
  5. Ясно представьте любую неудобства, которые вы можете иметь, например, у вас могут быть сомнения о типе деловой структуры, что создать - компания или закрытое акционерное общество? и т.д.
  6. Проанализируйте рынок.
  7. Проанализируйте ваших конкурентов, попытайтесь узнать о них (насколько возможно) тарифы, виды предлагаемых услуг, возможные пробелы или слабости в их обслуживании и т.д.
  8. Попытайтесь анализировать те фирмы, с кем возможно сотрудничество.
  9. Рассчитайте примерную стоимость к каждому, указанному в пункте (4) ресурсу.
  10. Рассчитайте вероятность времени безубыточности.
  11. Прежде, чем вы потратите много денег, исследуя концепцию деловой деятельности, вы, должны сделать вывод относительно того, стоит ли начинать свой проект. Возможно вы придете к выводу о том, что необходимо вашу деловую идею реализовать немедленно, или же о том, что концепция деловой деятельности должна быть изменена, или отложена на некоторое время.
  12. Не пренебрегайте помощи профессионалов.

Составляем пробивной бизнес-план
Начинать составлять бизнес-план никогда не рано. Не стоит оттягивать это дело до последнего, ведь работа над этим документом требует сосредоточенности и не любит спешки.

Начинать составлять бизнес-план никогда не рано. Не стоит оттягивать это дело до последнего, ведь работа над этим документом требует сосредоточенности и не любит спешки. Кроме того, написание детального бизнес-плана зачастую помогает глубже понять стратегию развития, и по ходу исправить недочеты, на все это тоже требуется время. Серьезная работа над бизнес-планом, например, помогает лучше познакомиться со своими конкурентами: многие начинающие бизнесмены, начиная этот раздел бизнес-плана, понимают, что они не имеют понятия своих конкурентах, объеме их бизнеса, основных приемах работы и т.д. Детальное изучение этих вопросов тоже отнимает немало времени.
Естественно, подсмотрев у конкурентов хорошую бизнес-идею, которую можно было бы применить и в вашем бизнесе, вы захотите изменить свою стратегию, внести в нее дополнения, улучшения, уточнения. В итоге время, потраченное на работу над бизнес-планом, как минимум, утраивается. Не оставляйте это сложное дело на потом, начните как можно быстрее!
Схема бизнес-плана не должна быть слишком сложной. Если есть такая возможность - лучше упростить ее, разбив на несколько более простых элементов, улучшив таким образом не только восприятие картины, но и упростив себе работу - теперь не нужно описывать все сразу, сбиваясь с одной мысли и перескакивая на другую - все можно делать последовательно, описывая лишь фрагмент общей картины.
Вот посмотрите - так работать намного проще. И теперь не нужно бояться огромного вала работы, и каждый раз откладывать ее на потом - можно каждый день делать небольшие фрагменты работы, потихоньку завершая работу над объемным, и, на первый взгляд, пугающим бизнес-планом. Можно пойти и по другому пути - закрыться в кабинете и постараться осилить всю работу сразу... Кстати, у вас есть в кабинете душ? Если нет - плохо, ведь, пытаясь осилить сразу все, придется серьезно попотеть!
Не пренебрегайте оформлением. Все средства хороши - цветные диаграммы, различные шрифты - выделяйте важное, ключевые моменты, помогите тому, кто будет это читать, сориентироваться, что важно, а что - нет. Так проще не только донести свои мысли, но и самому ориентироваться в своем же документе. Сделайте так, чтобы с вашим документом было приятно работать, приятно его читать и просто взять в руки!
Согласитесь, что сложно стать писателем, не прочитав ни одной книги. Писателями, как правило, становятся люди, которые много читают. То же самое касается и составления бизнес-плана. Перед началом работы просто необходимо прочитать несколько подобных документов, проникнуться стилем, понять структуру и т.д. Обращайте внимание на стиль, последовательность и способ изложения идей, мыслей и т.д. - все это нужно будет применить в вашей работе, чтобы составить собственный бизнес-план, который не только должен быть написан грамотно, доносить определенную информацию, но и соответствовать представлениям о подобного рода документах.
Кстати, продолжая тему писателей, хочу отметить еще одну особенность. Какой бы ни была работа - сложнее всего начать писать. Писатели тоже не всегда начинают с начала, а выбирают те эпизоды, которые прорисовываются лучше других, и начинают с них, затем планомерно заполняя пробелы в повествовании. Попробуйте и вы этот способ - начните с того, в чем вы ориентируетесь лучше всего. Если вы хорошо разбираетесь в маркетинге - начните с этого, можно также начать с рассказа о технической стороне дела, или о компании, о том, какой она вам видится через несколько лет... Главное - начать, а дальше будет проще, ведь часть пути уже пройдена, и с каждым шагом остается все меньше! Уже выполненная часть работы будет постоянно напоминать о том, что не так страшен черт, как его малюют.
Кстати, часто возникающая ошибка - само отношение к бизнес-плану. Многие пытаются оттянуть это дело на конец рабочего дня, когда все остальные дела сделаны, или делают это в неурочное время, дома, на выходных и т.д. Важно понимать, что это - такая же работа, как и все остальное, и уделять ей полноценную часть рабочего времени. Если работа не позволяет уделять по часу каждый день на написание бизнес-плана, лучше приходить в офис на час раньше, и уделять именно это время, когда вы полны сил и энергии, когда вас никто не отвлекает, написанию бизнес-плана.
Почти все, когда либо пытавшиеся писать бизнес-план, вспоминают о том, что впоследствии первые попытки вызывали смех - несвязные мысли, обрывки идей. Не стоит разочаровываться и бросать начатое. Главное, что есть эти наброски, а привести их в удобочитаемый вид - дело техники. Не нужно стремиться сразу достичь идеала - отложите написанное на пару дней, потом вернитесь, и перепишите эту часть, упорядочивая мысли и идеи. Если этого недостаточно, через некоторое время повторите процедуру.
Возможно, у вас возникнет нужда поместить в бизнес-план часть, посвященную правовой защите вашего документа. Как правило, к этой работе привлекается юрист предприятия, или юрист-аутсорсер, но в этом деле, чаще всего, ничего сложного нет.
Нужно лишь отразить следующие моменты: 
- риски. Отметьте, что вы не отвечаете за недостижение результатов, не прогнозируемых в бизнес-плане; 
- конфиденциальность. В это понятие входят, как правило, защита от неправомочного копирования третьими лицами, распространения ими документа, нераскрытие информации, изложенной в документе, без разрешения автора. 
- укажите, что бизнес-план не может быть использован как ценная бумага.
Пожалуй, нужно отметить еще один момент - бизнес-план вполне может отражать личность своего создателя. Не обязательно писать обезличенные, сухие бизнес-планы, можно сделать его индивидуальным, передающим индивидуальность не только вашу, но всего управляющего персонала, индивидуальность бизнеса, которым вы занимаетесь. Вполне естественно, когда бизнес-планы компании, занимающейся шоу-бизнесом, и крупной промышленной компании, разнятся по стилю изложения - это индивидуальность.
Еще одни сложный момент - это фантазия, воображение. Человек, который пишет бизнес-план, выполняет ту же работу, что и писатель-фантаст - описывает то, чего нет, но вполне может быть. Естественно, для того, чтобы выполнить эту работу, нужна определенная доля воображения.
Если для писателя-фантаста работа воображения - профессиональный навык, но у нас с вами это не так просто. Иногда нужно это самое воображение одергивать, а иногда - подхлестывать. А между тем, даже у маститых писателей бываю периоды, когда воображение лучше оставить в покое, не мучить свою фантазию понапрасну. Писатель в периоды, когда его муза изменила ему, просто не может работать.

И если у писателя - контракт, заказ, издатели стоят над душой и в кармане истаивают остатки аванса, у нас с вами есть время. Ведь мы договорились начать работу заблаговременно, с учетом именно таких задержек, не так ли? А значит, встав перед каменной стеной, не имея возможности писать дальше, не нужно впадать в панику. Можно писать несколько медленнее, потратить некоторое время на составление общей схему, картины, планирование работы над бизнес-планом. Возможно, выполняя эту работу, вы увидите участок, который могли бы описать именно сегодня, не откладывая в долгий ящик? Хотя бы пару слов по теме, а там, может, процесс пойдет сам собой.
Не забывайте, что хороший бизнес-план должен, в числе прочих преимуществ, показывать инвестору человеческий фактор. Расскажите о том, какие специалисты у вас работают, упомяните их опыт работы, образование. Важно дать понять, что имеющиеся в вашем распоряжении работники справятся с поставленными перед ними проблемами, что ваша компания не ощущает кадрового голода, у вас есть инициативные и талантливые работники.
Если таких людей нет - расскажите о собственных успехах, о занимаемых должностях, о том, чего вы добились на предыдущих должностях, что могло бы вам помочь в ведении бизнеса. Не бойтесь хвастать - расскажите о своем опыте руководства, увеличении прибыли, возврате вложений и т.д. Такие вещи вызывают доверие человека, читающего бизнес план, к его составителю.
Кроме того, говоря об индивидуальности, нужно не забывать и о изрядной доле энтузиазма, которая должна быть в любом успешном бизнес-плане. Постарайтесь заразить своим энтузиазмом человека, который будет читать ваш бизнес-план. Однако, в этом деле желательно все же обойтись без фанатизма - специалисты всегда понимают, когда им вешают лапшу на уши, ваш энтузиазм должен находиться в четких границах, и не преступать определенной грани.
Эту грань вы должны определить сами - ограничьте свой энтузиазм ровно настолько, чтобы ваш бизнес-план был бы не сухим техническим документом, и в то же время не напоминал рыночную торговку, расхваливающую на все лады свой товар - всего должно быть в меру! Все же, постарайтесь увлечь своего читателя, оставаясь при этом в рамках реальности.
Еще один вопрос - степень компетентности человека, который будет читать ваш бизнес-план. Естественно, что не боги читают бизнес-планы, и всего не может знать ни один человек. При этом в финансовой сфере ваш читатель, безусловно компетентен, но технические знания у него вполне могут хромать. Хороший финансист и не должен иметь понятие о технологии машиностроения, сопромате и многих других вещах, которые, может быть, кажутся вам само собой разумеющимися.
Поэтому постарайтесь, не перегружая свой бизнес-план техническими тонкостями, все же в общих чертах дать понять читателю суть своей идеи. Делать это следует максимально простым языком, по возможности так, чтобы мог понять и ребенок. То же самое касается и рынков сбыта и огромного количества другой информации - даже если ваш читатель подкован в этом вопросе, извлечение из памяти нужных цифр может стать непосильным напряжением. Просто дайте их ему, как само собой разумеющееся, рассказывая, например, о рынке сбыта, который вы планируете завоевать, о конкурентах, и т.д.
Не забывайте и о таком важном разделе, как учет возможных рисков. Даже самый безупречный бизнес не застрахован от неудачи, поэтому в бизнес-плане нужно указать подводные камни, о которые может разбиться ваш корабль бизнеса. Кстати, качественный анализ рисков показывает ваш высокий уровень подготовки к будущим испытаниям, так что уделите этому вопросу максимум усилий и времени.
В самом общем случае, инвестор, рассматривая бизнес-план, старается сразу определить, насколько рискованным будет вложение, и соответствующий раздел бизнес-плана поможет ему определиться, к какому виду вложений отнести ваш случай: лежит ли он в области высокого риска или риск в вашем случае не выходит за пределы нормы. В первом случае, естественно, прибыль, которую захочет получить инвестор, будет намного выше.
Тщательно проработанный раздел бизнес-плана, посвященный рискам - отличный аргумент во время переговоров, касающихся вашего бизнеса. Рассмотрев подобный бизнес-план, инвестор поймет, что вы готовы к таким переговорам и трезво смотрите в будущее. Предоставьте инвестору гарантии возврата его капитала - и будущий контракт у вас в кармане.
Естественно, все возможные риски описывать нет никакого смысла. Определите лишь наиболее вероятные из них, и составьте четкий и структурированный прогноз. Расположите риски по вероятности их возникновения, самые опасные ситуации опишите первыми. Составить четкое и логичное описание рисков поможет классификация по источникам возникновения: это хозяйственные риски, риски, возникшие в связи с человеческим фактором, и риски, в основе которых лежат природные явления.
Кроме того, по причинам возникновения различают такие риски: риски, связанные с неопределенностью будущего, непредсказуемостью партнеров и возникающие от недостатка информации.
По типам различают также коммерческие, производственные и финансовые риски. Коммерческий риск возникает в процессе реализации товара или услуги. Может возникнуть, например, ситуация, когда в связи с изменением конъюнктуры рынка или по другим причинам, падает спрос на определенные товары или услуги. Именно такие риски считаются коммерческими.
Финансовые риски возникают при общении с банками, кредиторами и т.д. Степень финансового риска определяется соотношением между собственными и заемными средствами. ведь возможна ситуация, когда по каким-то причинам прекращается кредитование, ужесточаются его условия, и при недостатке оборотных средств останавливается производство. К финансовым рискам можно также отнести и риски, связанные с инфляцией.
Производственные риски, как понятно из названия, возникают в процессе производства. Сюда относят возможные сбои в работе предприятия, риски неполучения средств за отгруженные товары или предоставленные услуги, возврат или отказ от продукции, повышение затрат на производство, связанное с изменениями в законодательстве, увеличением отчислений, повышением цен на комплектующие, товары, материалы, социальными факторами.
Кстати, составление подобного списка рисков позволяет собственнику трезво взглянуть на вещи - многие до этого этапа даже не представляли себе, насколько подвержен их бизнес рискам, и соответственно, не имели стратегии защиты от подобных неприятностей. В первую очередь это касается финансовых рисков - увеличивая оборотный капитал предприятия за счет займов, кредитов и т.д., руководитель не всегда понимает, что это риск, и риск немалый.
Основные принципы бизнес-планирования
Бизнес-план — это документ, без которого ваш бизнес не может быть полноценным. И, конечно же, бизнес у каждого свой, соответственно и бизнес-план у каждого индивидуальный. У кого-то "мелкий", у кого-то "крупный", но для всех главным остается одно — он должен быть правильно и грамотно составлен.
 


Ошибки при составлении бизнес-плана
Самая часто встречаемая ошибка при составлении бизнес-плана — попытка использовать западную версию разработки, которая составлена без учета специфических особенностей нашей страны. В учебниках переведенных на русский язык, авторы уверяют вас как проста в использовании их методика — легким движением руки вы вводите свои цифры в уже составленные таблицы и вы получаете превосходный бизнес-план. 


Предварительный бизнес-план
В статье рассмотрен вопрос разработки предварительной схемы бизнес-плана, распределения рабочего времени при подготовке данного документа и краткие полезные советы. 


Бизнес-планирование
Конечно, это далеко не все аспекты, о которых необходимо задуматься будущему предпринимателю, но они являются своеобразной основой, ведь всегда нужно с чего-то начать, а сделав не правильно первые шаги, можно изначально начать двигаться в не правильном направлении, грозящем в итоге крахом. 


Написание бизнес-плана
Жестких методик по разработке бизнес-плана нет, однако есть общие рекомендации по составлению такого рода документов. Прежде всего, бизнес план должен включать в себя несколько составных частей. 


Задачи бизнес-плана
А нужен ли вообще бизнес-план? Может быть, невидимая рука рынка всё сделает сама? Но опыт западных стран показывает, что без бизнес-планирования развитие как малого предпринимательства, так и крупных бизнесов не возможно. 



Для чего нужен бизнес-план и как его написать
В настоящее время можно сказать, что культура российского бизнес-планирования сложилась. И сегодня термин "бизнес-план" уже не вызывает непонимания и страха со стороны предпринимателей и бизнесменов. Теперь пришло время разобраться подробнее в этом вопросе и систематизировать опыт, по-новому посмотреть на проблемы и задачи современного бизнес-планирования. 


Инвестиции и бизнес-планирование
Каким требованиям должен отвечать современный бизнес-план для одобрения его инвесторами? Как подойти к составлению бизнес-плана? Крупные современные российские компании зачастую пробуют привлекать инвестиции зарубежных инвесторов. И не всегда это получается. 


Цели бизнес-планирования
Почему нельзя обойтись без бизнес-планирования? Каковы задачи бизнес-плана? Конечно правильно составленный бизнес-план поможет понять все предстоящие трудности по проекту и раскроет скрытые проблемы бизнеса. А так же предскажет как будет развиваться ситуация. 


Среднесрочное планирование на предприятии
Среди множества проблем управления предприятием, чаще всего встречаются упоминания о сложностях планирования. Планирование в целом, можно разделить на три вида, рассмотрим подробнее их в данной статье. 


Правильно планируя сегодня, получишь прекрасные результаты завтра
Планирование на стратегическую перспективу - один из основополагающих управленческих методов. Недостаточно подготовленный план может привести к провалу всех начинаний. Бизнес-план, на самом деле, может и должен стать толчком для развития успешного бизнеса любой компании. 


Печальные последствия бизнес-планирования
Тот факт, что без тщательно разработанного бизнес-плана не может осуществляться работа современного предприятия - общеизвестный факт. Однако от ошибок в планировании возможно больше вреда, чем пользы.