Структура бизнес-плана

Подробное описание структуры различных видов бизнес-планов для разных рынков и стандартов. Рекомендации по каждому разделу с учетом специфики бизнеса. От оформления титульного листа документа, до заключения и приложений.

  • Типовая структура плана
  • Назначение и структура
  • Бизнес-план, что может быть проще
  • Составление структуры бизнес-плана
Типовая структура плана
Хочется заметить, что в законодательстве нет пункта, касающегося бизнес-плана, благодаря чему мы наблюдаем такое разнообразие данного документа. А точнее - каждая фирма сама решает, какая будет структура, какие основные цели и так далее. Так как направлений в бизнесе много и каждый занимается своим делом (кто-то производит компьютерную технику, кто-то занимается пошивом верхней одежды…). И естественно бизнес-планы будут отличаться друг от друга.
Совсем другое дело, если предприятия одинаковы по своей деятельности, но разные по масштабам. В этом случае структура бизнес плана будет одна и та же, отличается только объем информации и уровень детализации.
Теперь давайте разберемся в структуре бизнес-плана. Есть прямая зависимость структуры от того, для чего ее составляют. Проще говоря, какие цели Вы преследуете:
1) бизнес-план Вам нужен для того, чтобы получить кредит
2) для того, чтобы привлечь инвестора
3) для того, чтобы предварительно оценить проект
4) или Ваша цель внутрифирменное планирование

Разделы типовой структуры бизнес-плана:


I. Бизнес-план начинается с титульной страницы. Что должна содержать эта страница, думается, знают все - как называется компания, ее адрес (как юридический, так и фактический). У многих фирм в наше время есть свой сайт, адрес которого так же необходимо указывать. Далее - e-mail, указываются собственники компании (реквизиты и наименование), одним предложением изложить суть самого проекта и последнее - информация, касающаяся исполнителей проекта и дата составления проекта.
II. Следующее - это резюме данного проекта, которое состоит из основных положений, указывается суть проекта и выводы (основные). Для чего нужно резюме? Для того, чтобы инвестор, ознакомившись с ним, мог иметь общие представления о проекте, в который собирается инвестировать свой капитал. Здесь Вы должны постараться, ведь от этих нескольких страниц будет зависеть решение инвестора - решит ли он, что проект является перспективным или сочтет его для себя не приемлемым. Чтобы облегчить восприятие текста, лучше всего составлять резюме на понятном всем языке, то есть не использовать терминологию (по возможности), но при этом предложения должны быть грамотными, чтоб инвестор, понимал, что имеет дело с людьми, которые знают во что "ввязались".
III. Далее - раздел, под названием "Описание компании". Название говорит само за себя - необходимо описать компанию, предлагающую этот проект, начиная с полных реквизитов. Потом - информация об учредителях, вместе с реквизитами; какие цели у компании; информация, касающаяся руководства; история компании, ее достижения; организационная структура; выпускаемые продукты (основные); место, которое компания занимает на рынке.
IV. Все о товаре или услуге - характеристики; основные потребители; указать потребительские свойства; чем товар отличается от аналогичного; информация, касающаяся патентов и лицензий.
V. Любой бизнес-план не может начать свое существование без маркетингового анализа. Здесь Вы должны изложить все Ваши предварительные изучения конкурирующего с вашей продукцией товара и сравнить характеристики и потребительские качества. Указать наименование конкурента (ов), реквизиты, их цены и как они завоевывают покупателя, т.е. стратегия продвижения.
При составлении бизнес-плана, определенно точно нужно начинать с маркетингового анализа, так как именно из него понятно выдержите ли Вы конкуренцию и сможете ли получать достойную прибыль, исходя из предполагаемого объема рынка сбыта товара.
VI. После того, как Вы описали стратегию продвижения конкурентов, пришло время описывать свою. Вы должны четко объяснить "на бумаге" какую рыночную нишу займет Ваша продукция, и какая категория потребителей будет охвачена, их количество и какие Вы будите использовать методы и каналы, будут использованы для реализации. Описание стратегии рекламной деятельности, маркетинговых затрат, кредитной и ценовой политики.
Этот пункт не так легок как кажется на первый взгляд, поэтому часто случаются "проколы" именно здесь, так, что не пожалейте времени на этот "ПНКТИК".
VII. Если Ваше предприятие что-то производит, то необходим раздел под названием "Производство". Где будет размещаться информация о технологии, выбранной Вами для производства товара; мотивация данного выбора; основные технологические процессы (их описание); схема работы; расстановка оборудования. Если в Ваши планы входит строительство либо реконструкция, то необходимо описать строительные решения и расчеты предполагаемых затрат.
Вы должны указать, какой материал и сырье понадобится для производства, в каких количествах и во что обойдется Вам закупка, какие предполагаются поставщики и какая сумма необходима для ремонта и обслуживания оборудования. Кроме того (если необходимо) информация о лицензиях и других разрешениях, а так же требования, предъявляемые технике безопасности труда.
Если Ваше предприятие занимается торговлей или обслуживанием, то раздел должен включать более объемную информацию о поставщиках, о закупке, о складах и помещениях для торговли, их географическое расположение. Указать какой предполагается спрос на каждый товар отдельно по всем отдельно взятым торговым точкам. Указывается местонахождение поставщиков, их реквизиты и характеристика (кратко).
Если Ваше предприятие является сервисным или строительным, то не обойтись без характеристики и реквизитов подрядчиков.
VIII. План по персоналу. Здесь содержится все о потребностях в персонале, какое необходимо количество и квалификации, проанализировать рынок труда, рассчитать затраты по оплате труда персонала, социальное обеспечение, и какие будут использоваться методы обучения и стимулирования.
IX. Организационная структура и управление. В данном разделе должна содержатся организационная структура управления предприятием в виде схемы, количество и качество состава подразделений, квалификационные требования, расчеты по оплате труда, методы стимулирования и социальное обеспечение.
Если предприятие является реорганизованным или вновь созданным, необходимо указать форму собственности, информацию об акционерах, их реквизиты, какая их доля в капитале, как будут приниматься решения (процесс) и по каким принципам будет осуществляться управление.
X. А теперь мы подошли к самому интересному - к финансовому плану. Это будет интересно как Вам, так и Вашим инвесторам или кредиторам. Ведь важна не только "задумка", но и то, сколько денег потребуется, чтобы воплотить ее в жизнь и какие сроки, и, кроме того, (при учете всего выше написанного) какая будет, грубо говоря, прибыль. По финансовому плану можно проследить движения всех, без исключения, денежных средств.
XI. Ну, конечно же, без риска в любом бизнесе не обойтись. Поэтому необходим раздел анализа рисков. Вы должны описать все риски, которые возможны в рамках данного проекта. Охарактеризовать их и описать стратегию, с помощью которой можно обойти либо сократить до минимума данные "неприятности".
XII. Завершает наш перечень "приложения". Здесь содержатся документы, на основании которых составлялся бизнес-план: данные по маркетинговым исследованиям, описание продуктов, полная характеристика всех конкурентов и их товара, копии прайс-листов и так далее.

Назначение и структура
Если Вы желаете заняться каким-либо видом бизнеса, важным моментом подготовки к данному серьезному и очень ответственному шагу является составление бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой особый вид документа, в котором до мельчайших подробностей описывается вся последовательность действий по запуску бизнес-проекта. Оформление подобного документа позволяет упорядочить ход событий, которые неизбежны при подобном мероприятии. А так же отвечает на вопросы, для чего именно Вам необходим данный род деятельности и к каким положительным или отрицательным результатам он может привести.
Любой вид деятельности должен подкрепляться неким сводом правил, которые в обязательном порядке должны соблюдаться в ходе ее становления. Без четко распланированной последовательности шагов, которые Вам необходимо предпринять для воплощения планов в жизнь, довольно сложно получить положительный результат, ведь при создании какого-либо предприятия, фирмы и так далее, всегда существует риск потери вложенных средств. Чтобы этого не допустить, нужно продумать и просчитать все возможные варианты развития событий, а затем оформить их в единую целую "картину", из которой будет виден возможный вариант развития событий при тех или иных условиях. Конечно, ни кто не застрахован от того, что может потерпеть крах, но в любом случае, каждый стремится к тому, чтобы свести к минимуму существующий риск. К тому же, разрабатывая бизнес-план, непременно придется столкнуться с массой всевозможных вопросов, которые впоследствии пригодятся для решения многих проблем, так, например, изучение конкурентной среды, позволит более четко ориентироваться в вопросах потребительского спроса и возможностях победы в конкурентной борьбе.
В принципе, нет каких-либо строго регламентированных правил по оформлению бизнес-плана, однако есть некие моменты, которые необходимо учитывать, чтобы данный довольно серьезный документ был доступным и грамотным. Ведь впоследствии именно от него будет зависеть степень доверия к Вашей деятельности потенциальных инвесторов и кредиторов, к тому же он в обязательном порядке будет проверяться различными инстанциями.
Прежде всего, любой бизнес-план должен состоять из нескольких самостоятельных разделов, каждый из которых оформляется в отдельной тетради. Все разделы должны содержать исчерпывающую информацию и отвечать на главные вопросы, соответствующие данной тематике. Такое распределение позволяет довольно аккуратно скомпоновать все имеющиеся данные и получить четкое представление о роде деятельности фирмы.
Написать бизнес-план не возможно, не имея всех необходимых данных, а для их получения придется изрядно потрудиться. Ведь в данном документе нужно описать такие моменты, как, например, технология производства того или иного товара, возможные рынки сбыта, возможности расширения сферы деятельности, конкурентоспособность фирмы и так далее. Для того чтобы получить представление о данном роде деятельности не достаточно опираться лишь на теоретические знания, необходимо всячески их подтверждать существующей практикой.

Существует так называемый рабочий или черновой бизнес-план, который совсем не обязательно полностью воссоздавать при оформлении чистового варианта, который впоследствии будет предоставляться на рассмотрение в соответствующие инстанции. Так как бизнес-план в первую очередь создается, для того чтобы помочь предпринимателю и так сказать, упорядочить его мысли, которыми он не всегда намерен делиться со всеми окружающими. Главное помнить о разнице чистового и рабочего бизнес-плана и своевременно вводить в действие шаги, которые необходимо совершить.
Первый раздел бизнес-плана должен освещать вопросы, связанные с его структурой, это некое своеобразное резюме.
Во втором разделе необходимо разместить данные, которые помогли бы ознакомиться с деятельностью фирмы в целом, это краткие данные обо всем содержимом бизнес-плана.
Далее нужно составить план по производству и реализации товаров или услуг, предлагаемых фирмой.
В четвертом разделе можно указать источники приобретения основных средств, которые потребуются для реализации всего задуманного. При этом должно, в обязательном порядке быть указано какое именно количество средств необходимо на приобретение того или иного вида имущества, к примеру, на постройку здания в котором непосредственно будет осуществляться производство.
В следующем разделе нужно отразить примерное штатное расписание, с подробным описанием требующихся должностей и четким распределением обязанностей между ними.
Заключительным этапом составления бизнес-плана обычно является подробный отчет о необходимом финансировании и областях затрат имеющихся материальных средств. Здесь должны быть указаны все возможные источники финансирования, перечисляться банки и организации, с которыми планируется в дальнейшем тесное сотрудничество, возможности получения кредитов и многое другое.
Конечно, это лишь приблизительный план действий, в реальности же бизнес-план должен отражать весь спектр деятельности фирмы и существующие планы по реализации этих целей, а так же возможные пути расширения бизнеса.

Бизнес-план, что может быть проще


В то время, когда в нашу страну пришла рыночная экономика, а вслед за ней консалтинговые иинвестиционные компании — словосочетание бизнес-план стало обретать иной характер.
Иностранные инвестиционные и консалтинговые компании стали нас пугать новыми стандартами бизнес-планирования. Цели их понятны - привлечь все заказы на свою сторону. А на деле всё оказалось не так страшно. В западном бизнес-планировании просто существуют другие стандарты. При составлении бизнес-плана по этим стандартам он получается более развернутый.
Вот только есть и обратная сторона медали. При составлении бизнес-плана не по стандартам западных компаний вам могут отказать в предоставлении инвестиций для проекта или нового бизнеса.
Также, есть два принципиальных отличия бизнес-плана западного образца и нашего, пришедшего из плановой экономики. Заключаются они в следующем:
  1. В плановой экономике бизнес-план представлял собой документ, в котором было прописано количество необходимых ресурсов для производства, и фактически представлял собой часть современного бизнес-плана. Он не содержал таких важных моментов, как исследования и маркетинг и другие аспекты.
  2. Целью государственного планирования было директивное планирование. Такие вещи, как спрос и предложение не исследовались, а просто планировались. В современном бизнес-плане спрос изучается и маркетинговая составляющая бизнес-плана является сегодня одной из главных.
Таким образом, современный "западный" бизнес-план является более ёмким и развёрнутым, по сравнению с советским бизнес-планом.
Существует два мифа, касающихся структуры бизнес-плана:


Миф первый - существует единственно правильная структура бизнес-плана. Её нет, есть удобная структура и она может быть различна для различных проектов и бизнесов. Единственный случай, когда приходится придерживаться строго определённой структуры бизнес-плана - это когда есть требования инвестора вашего бизнеса.
Миф второй - этапы разработки бизнес-плана и его структура это одно и то же. Ошибочно предполагается, что существует стандартная, линейная схема разработки бизнес-плана. Отчасти это заблуждение поддерживается программными продуктами для разработки бизнес-планов, где эта линейная структура применяется. На самом деле, порядок написания бизнес-плана зависит только от его составителя, как удобнее и понятнее - так и составляется. Хотите начать с блока анализа рыночной ситуации - начинайте с него, хотите первым делом посчитать постоянные и переменные издержки - считайте их.
Например, блок о маркетинге в бизнес-плане вообще слабо поддается структуризации. Маркетинг для малого бизнеса и маркетинг для крупного бизнеса - это две огромные разницы. И в целом, загонять маркетинговое мышление в какие-то рамки не продуктивно, лучшие маркетинговые и рекламные решения всегда были не стандартны, а заезженные методики хоть иногда и работают, но прорыва вам не дадут.
Также, при ориентации на западные стандарты бизнес-планирования мы часто забываем, что существуют особенности рынка (стадия его развития, нормы регулирующие его и прочее), правового поля, менталитета и много ещё чего. Например, при составлении бизнес-планов на западе вопросы логистики, организации поставок ресурсов и некоторые другие считаются второстепенными, так как их налаживание является простой задачей. Но огромная роль отводится формированию коллектива, управляющего звена компании, так как считается что это залог успеха нового бизнеса или направления. В нашей стране приоритетным при составлении бизнес-плана является налаживание инфраструктуры предприятия.
Не важно, с чего вы начнете составлять бизнес-план, всё равно вам придется пройти все его этапы и несколько раз всё исправлять и переделывать. Поэтому начинайте с того, что вам кажется более понятным и простым.
Но всё же, при всей свободе составления бизнес-плана, есть некоторая структура, которой рекомендуется придерживаться. Опишем её в виде трёх блоков.
Первый блок. Общее описание проекта, как вы его видите. Это основа, которая должна давать представление о бизнесе или проекте. Тут вы можете излагать свои мысли в любой форме и последовательности.
Второй блок. План административных мероприятий. Что, когда, кем и в какие сроки должно быть сделано, какие ресурсы необходимы и прочее.
Третий блок. Финансовый план. Всё, что касается денежной стороны вопроса. В конце финансовый план должен отвечать на два главных вопроса, - каков срок окупаемости проекта, и какова предполагаемая прибыль.
В зависимости от задач бизнес-плана некоторые блоки могут опускаться. Например, для простого и понятного бизнеса общее описание проекта и административный блок можно пропустить. Таким образом, останется только финансовая составляющая бизнес-плана, которой зачастую вполне достаточно.

Составление бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой пачку бумаги с цифрами, буквами и диаграммами скрепленные степлером. Бизнес-план показывает как компании открыть новый бизнес и заработать много денег.
Ни разу не составляли бизнес-план, наверное, только бизнесмены прогоревшие в первые два месяца. Хотя многие и не подозревали, что те небольшие прикидки и расчеты, которые они делали и есть бизнес-план, только не до конца проработанный.
Любой план позволяет спрогнозировать будущие результаты и определить пути их достижения. Чем правильнее и основательнее составлен бизнес-план, тем меньше будет неожиданностей в процессе его реализации. Но так же, бизнес-план важен и в процессе реализации проекта. Он поможет в случае возникновения непредвиденных обстоятельств спрогнозировать - как изменится ситуация, внеся в него соответствующие поправки.
Предположим, что бизнес-план был составлен правильно, но все идет не так, как планировалось. Законодательство претерпело изменения, цены на ресурсы выросли и прочее. Тогда зачем нужно было составлять бизнес-план? С планом вы будете знать, как эти изменения отразятся на вашем бизнесе и сможете предпринять необходимые действия. Например, всегда можно скорректировать готовый бизнес-план и изменить тактику, смириться с уменьшением доходности бизнеса или вовсе прекратить деятельность пока не понесли крупные убытки.
Без бизнес-плана вы не сможете получить инвестиции в ваш проект и общение с партнерами будет затруднительно. Наиболее частой ошибкой при написании бизнес-плана является приукрашивание действительности. Не обманывайте себя, вам это дорого может обойтись, лучше наоборот недооценить бизнес. Часто при разработке бизнес-плана рассчитывается два прогноза - пессимистический и оптимистический. Глядя на пессимистический прогноз, вы будете готовы к плохому развитию событий.


Рассмотрим разделы бизнес-плана

Структура бизнес-плана
  1. Идея проекта. Общее описание идеи и факторов, которые позволят вашему проекту приносить прибыль. Предположим, что вашей бизнес-идеей является продажа горячих пирожков в определенном районе города. В этом районе много людей, но нет кафе, а обычные магазины не могут продавать горячие пирожки. Производить пирожки вы планируете сами в столовой находящейся в другом районе города. Вложения в бизнес составят столько-то рублей, проект окупится через столько-то месяцев.
  2. Описание продукта. Описываем то, что планируем производить или продавать. Например, для пирожков с мясом и картошкой мы рассчитываем себестоимость производства и конечную цену продукта. Так же, рассчитываем спрос на наши пирожки, анализируем конкуренцию в этой сфере. Часто бывает полезно подумать - а почему этого не сделал конкурент?
  3. Экономика проекта. Рассчитываем будущие доходы и расходы, а так же все финансовые показатели, которые необходимы. Дополнительно рассчитываем не денежные факторы, такие как потребность в ресурсах и материалах, кадровые потребности бизнеса. Очень важно, что все экономические расчеты должны быть увязаны со временем, так как инвестиционная компания должна знать не только то, что она получит взятые вами взаймы деньги, но и то, когда это произойдет. При экономических расчетах бизнес-плана принято закладывать 10-15% на непредвиденные расходы, которые неизбежно возникают. И даже если эти средства вам не понадобятся, это будет лучше, чем если бы их не хватило.
  4. Программа действий. Здесь описывается пошаговый план действий - что, кто и в какие сроки должен сделать для успешной реализации бизнес-плана. Например, закупать материалы для внутренней отделки помещений в начале строительства не целесообразно, но и затянув с этим вы понесете потери в связи с простоем рабочей силы и оборудования. Поэтому хорошо продуманный план действий просто необходим.


Общие рекомендации составления бизнес-плана

Попробуйте обратиться к знакомым, которые может быть уже прошли это, если вы составляете бизнес-план впервые - они могут вам многое подсказать. Так же посмотрите готовые бизнес-планы, которые возможно уже реализованы - оттуда вы можете почерпнуть интересные идеи.
Если у вас нет опыта составления бизнес-планов и нет возможности или желания доверять это специалистам, попробуйте купить специальную программу для разработки бизнес-планов. Это может обойтись вам довольно дешево. Обзор программных продуктов вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе "Программы для бизнес-планирования".
В сущности, бизнес-план очень простой документ. Он отвечает на три вопроса - что я хочу, как это реализовать и что для этого нужно. Но процесс составления бизнес-плана не так прост, как кажется. Так как план отражает реальную жизнь, которая изменчива и порой не предсказуема. Но бизнес-план упорядочивает мысли и помогает составить прогноз.



1 комментарий:

  1. в принципе всё понятно. не плохо. только бы чуть структурировать текст

    ОтветитьУдалить